LADA празднует 50-летие

17 апреля 2020

19 апреля исполнится ровно 50 лет с выхода первых авто LADA. Именно в этот весенний день 1970-го года Волжский автозавод выпустил шесть ВАЗ-2101 «Жигули». За все время автозавод создал более полусотни серийных моделей.

Самый массовый автомобиль в СССР и РФ

«Жигули» поступили в продажу в конце лета 1970-го года. ВАЗ-2101 стоял у истоков наиболее многочисленной серии легковых автомобилей в истории не только завода, но и всей автопромышленности России. Так, в 1988 году было выпущено примерно 4,8 млн моделей ВАЗ-2101, а также модификаций. Кроме этой модели, массовую популярность заслужили LADA 2106 (выпущено 4,3 млн ед.), LADA 2107 (2,8 млн ед.), а также 4х4 (2,5 млн ед.).

Доработанный иностранный прототип

Первую «Ладу» создали на базе итальянского седана FIAT-124 — «Автомобиля года-1967» по мнению европейских покупателей. Чтобы производить и продавать его на территории СССР, модель тщательно испытали в условиях разных дорог и их отсутствия, а также участков, покрытых брусчаткой.

После серии испытаний в лицензированную конструкцию внесли больше 8 сотен конструктивных правок. Они в значительной степени увеличили надежность.

В частности, конструкторы переработали подвеску. Клиренс FIAT-124 составлял 130 мм. После изменений в шасси просвет в передней части возрос до 175 мм. Модернизированное авто потяжелело на 90 кг, но в то же время двигатель стал на порядок мощнее.

Новый мотор ВАЗ-2101 имел верхнее расположение распредвала, а межцентровое расстояние цилиндров увеличили. Это дало задел на будущее, чтобы вносить доработки в двигатель и увеличивать его объем.

В коробку передач добавили синхронизаторы, которые были разработаны для спортивных моделей «Фиат». Увеличили надежность кузова, а также добавили дополнительные проушины под домкрат, за счет чего вывешивание авто стало намного надежнее.

Также в конструкции появились входы для внешней пусковой рукоятки. Датчик температуры охлаждающей жидкости заменил сигнальную лампу перегрева мотора, которая была на приборной панели итальянской модели.

Если посетить корпоративный музей АВТОВАЗа, можно увидеть FIAT-124 и воочию убедиться во внешних изменениях, которыми наделили модель для СССР. К слову, итальянская модель очень редкая: музею ее передали из частной коллекции. Модель для сравнения — ВАЗ-2101 — поступила в экспозицию музея через 19 лет использования.

Годы эксплуатации подтвердили правильность решений конструкторов, которые внесли изменения в отечественную модель. Автомобиль стал надежным, прочным и удобным. Его высокого оценили в Советском Союзе и за рубежом, где модель начали продавать с 1971 года. Всего в 71-м экспортировали больше 57 тыс. авто LADA: третью часть от годового показателя экспорта советских легковых автомобилей.

И сейчас в России официально зарегистрировано несколько сотен тысяч моделей ВАЗ-2101. Они до сих пор верой и правдой служат своим владельцам, а некоторые обретают вторую жизнь, попадая в мастерские реставраторов и в частные коллекции.

Российский автомобиль ХХ века

ВАЗ-2101 в 2000 году нарекли «Российским автомобилем столетия». Такое звание он получил в результате опроса, который провел журнал «За рулем». Каждый четвертый участник отдал свой голос за первую LADA. В целом аудитория опрошенных составила больше 80 тыс. жителей страны.

Спортивные победы

В 1970 году наряду с производством массовых легковых автомобилей приняли решение создать спортивную серию. И уже первые ВАЗ-2101 стали побеждать в автогонках разного класса, значительно разнообразив историю советского автоспорта.

В 1971 году команда ВАЗ-2101 впервые поучаствовала в ралли «Тур Европы», которое охватывало 14 стран. Команда стала обладательницей «Серебряного кубка», а через два года взяла сразу два кубка: «Золотой» и «Серебряный». Одновременно команда получала главные награды внутренних советских соревнований. Это были гонки, в которых соревновались советские автомобили других марок, а также моноклассовые, специально организованные для модели «Жигули».

Команда на ВАЗ-2101 принимала участие в кольцевых гонках СССР, в международных ралли и на автокроссе вплоть до середины 80-х. Сейчас практику спортивных достижений продолжили спецверсии LADA Granta и LADA Vesta, на которых выступает команда завода. Так, в 2019-м пилотам на  LADA Sport ROSNEFT удалось более сотни раз завоевать лидерские места.

Новое поколение LADA: следование лучшим традициям

Появление  ВАЗ-2101 привело к формированию основных правил разработки автомобилей. Этих норм придерживаются и при конструировании современных моделей LADA. Речь идет об уникальном ярком дизайне, надежности, комбинации оптимального оснащения и доступной стоимости. ВАЗ-2101 стал не только наиболее массовым, но и в свое время инновационным.

LADA по-прежнему — самый массовый российский автобренд. Марка занимает более чем 20-процентную рыночную долю. В целом в российском автопарке марке принадлежить треть рынка. Среди лидеров спроса —  LADA Granta и LADA Vesta.

Современный модельный ряд включает пять семейств: Vesta, XRAY, Granta, Largus, а также 4x4. Покупателям доступны разнообразные модификации: седаны, универсалы, хэтчбеки, кроссоверы и спецверсии: пикапы, фургоны, броневики для инкассаторов, социальные такси, болотоходы, автомобили спасательной и кинологической служб, скорой помощи.

Современный АВТОВАЗ входит в Groupe Renault, а это один из лидеров автомобилестроения в мире. Поэтому применяемые технологии, системы качества на предприятии соответствуют актуальным мировым стандартам, и постоянно развиваются.

Можно узнать больше о юбилейной дате, посмотреть и даже скачать архивные фотоснимки, получить доступ к историческим и современным видеоматериалам. В компании все это сделали доступным по специальной ссылке.

Автомобили в наличии